Справочник «Сюжеты»
д'Юрфе (d'Urfé) Оноре
(1568—1625)
Французский писатель XVII века. Оноре д’Юрфе провёл детские годы в фамильном замке Басти, известном своей великолепной библиотекой, а затем в течение восьми лет учился в коллеже иезуитов в Париже. Автор пасторальной поэмы «Сирена» (опубликована 1604). Примкнув в 1590 к Католической Лиге, в 1595 попал в плен и начал писать свои «Нравственные послания» (в трёх книгах; публиковались в 1598—1608), в которых пытался приложить философские теории (главным образом — идеи неоплатонизма и неостоицизма) к событиям собственной жизни. Когда дело Лиги окончательно было проиграно, Юрфе удалился ко двору своего родственника герцога Савойского.
По расторжении брака своего брата Анна Юрфе женился в 1600 на его бывшей жене Диане де Шатоморан, не столько из любви, сколько по расчету, желая поправить расстроенное состояние семьи; в 1613 супруги расстались. Д’Юрфе погиб в сражении войска герцога Савойского с армией Генуэзской республики.
Ещё в середине 1580-х годов Юрфе начал писать свой знаменитый пасторальный роман «Астрея», первая часть которого вышла в 1607, вторая в 1610, третья в 1618. Две последние части издал в 1627—1628 его секретарь Бальтазар Баро; пятый том был фактически написан Баро, поэтому финал романа противоречит его исходной повествовательной логике. Замыслу д’Юрфе в большей степени соответствует финал, предложенный Мареном Леруа де Гомбервилем (1626).
В центре сюжета этого огромного романа (в первом издании 5399 страниц) — любовь пастушки, которая носит имя греческой богини Астреи, и пастуха Селадона. Роман изобилует множеством вставных новелл (около 40) и персонажей (включая пастухов, монархов, военачальников, рыцарей, друида Адамаса и прекрасных нимф), а также поэтических включений и писем героев.
«Астрея», действие которой разворачивается в исторической области Форе (территория нынешнего департамента Луара), в Галлии V века, представляет собой значительный этап в развитии еропейской пасторали и вместе с тем важнейшую веху на пути формирования прозы барокко. Д’Юрфе подражал роману испанского писателя Хорхе де Монтемайора «Диана», «Аркадии» Якопо Саннадзаро и пастушеским драмам Торквато Тассо и Баттиста Гварини — «Аминта» и «Верный пастух». Новаторство д’Юрфе — в соединении пасторальной условности с историческим материалом, позаимствованным им из книг Этьена Пакье («Исследования о Франции»), Кл. Фоше, В. Жирара дю Гайана и других историков и связанным с борьбой вестготов, бургундов, франков и римлян. В военных эпизодах «Астреи» ориентиром для д’Юрфе являлся чрезвычайно популярный во Франции XVI—XVII веков «Амадис Гальский».
Самое же главное, д’Юрфе в своём романе обстоятельно проанализировал чувство любви в его различных проявлениях. В «Астрее» отражено характерное для неоплатонизма эпохи Возрождения представление о необходимости восхождения от «любви земной» к «любви небесной» (Марсилио Фичино), однако в образе ветреника Гиласа (временами сильно напоминающего Дон Жуана) запечатлена иная — в духе либертинажа — трактовка любовного чувства. Господствующий в романе рационализм — сказавшийся, между прочим, и в делении книги на 5 частей соответственно делению драмы на 5 действий — позволяет говорить о предвосхищении автором картезианства.
Вслед за «Приключениями Флориды» Франсуа Бероальда де Вервиля, и в еще большей степени, «Астрея» может рассматриваться как ранний образец литературного бестселлера.
Роман д’Юрфе, заложивший основу прециозной литературы, имел огромный успех в течение почти всего XVII века и выдержал множество изданий, сокращений, переделок и подражаний. Драматурги черпали в нем сюжеты для своих произведений; сцены из «Астреи» воспроизводились в гобеленах, фарфоре; знатные дамы представали на портретах в виде пастушек и т. д. Слава «Астреи» распространилась не только во Франции, но и по всей Европе. В 1624 д’Юрфе получил послание от 50 владетельных и знатных особ Германии, в котором они сообщали ему, что ими основана «Академия истинно влюбленных», причем все члены ее присвоили себе имена героев «Астреи», и приглашали д’Юрфе присоединиться к ним под именем Селадона. Имя «Селадон» сделалось вскоре нарицательным. «Астрея» стала школой галантности и новой куртуазности; посетители отеля Рамбуйе были ей обязаны весьма многим. Сильное влияние «Астреи» ощущается в драматургии Пьера Корнеля (особенно ранней); роман высоко ценили Мольер, мадам де Севинье, Ларошфуко, а впоследствии и Жан-Жак Руссо.
Роман соединил в себе приметы утопии (Форе как своеобразное убежище в охваченном войнами мире) и антиутопии (в Форе то и дело проникает эхо войны, а в конечном итоге пастухи вынуждены взяться за оружие). Эта особенность «Астреи» могла привлечь внимание читателей, утомленных религиозными войнами и борьбой Лиги с королем. Кроме того, в образах Селадона, Астреи, Гиласа, Сильвандра, Дианы, Эйриха и многих других героев читатель угадывал своих современников, начиная с самого автора и кончая Генрихом IV.
Член Французской Академии, литератор и адвокат Оливье Патрю, на основании собственных предположений и догадок, обнародовал так называемый «Ключ к Астрее». По мнению Патрю, прототипом главной героини романа стала Диана Шатоморан, сам автор как бы раздваивается между Селадоном и Сильвандром; прототип Дафниды — герцогиня Бофор, Торрисмунда — Генрих III.
Франция, 2009, Замок Басти д'Юфре
Франция, 1968, Сент-Етьенн-ле-Молар. Оноре д'Юфре
Франция, 2009.06.06, Сент-Етьенн-ле-Молар. Замок Басти д'Юфре
Франция, 2009, Замок Басти д'Юфре
Франция, 2009, Замок Басти д'Юфре