Справочник «Сюжеты»
Олби (Albee) Эдвард Франклин
(род. в 1928)
Американский драматург, представитель «театра абсурда». Немотивированные столкновения персонажей и натуралистичные сценические эффекты передают в пьесах Олби бессмысленность современной жизни. В них заметно влияние Э.Ионеско, и Олби охотно признает, что многим обязан французскому драматургу. За пьесу «Неустойчивое равновесие» (1966) получил ежегодную премию «Тони» и Пулитцеровскую премию (1967); в 1975 получил Пулитцеровскую премию за «Морской пейзаж» (1975), в 1994 — за пьесу «Три высокие женщины» (1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами.
Родился 12 марта 1928 в Вашингтоне и спустя две недели был усыновлен Ридом и Фрэнсис Олби. Окончил школу «Чоат» и немногим более года посещал Тринити-колледж в Хартфорде (Коннектикут). Затем обосновался в Нью-Йорке, перебиваясь случайными заработками, пробовал себя в поэзии и прозе. Как драматург дебютировал в 1959, позднее выступал в поддержку перспективных драматургов через объединение «Олби-Барр-Уайлдер».
Творчество Олби говорит об одиночестве людей и их неспособности к взаимопониманию. В остроумных, живых диалогах писатель изображает человеческое общение как борьбу за самоутверждение. Наиболее ярко она воплощена в пьесе «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1962, премия «Тони»), где университетский профессор и его озлобленная жена на протяжении всего действия словесно распинают друг друга и двух несчастных гостей. Многообразие творческой манеры Олби выявляют такие разные пьесы, как метафизическая аллегория «Крошка Алиса» (1964), отвечающая требованиям сюжетной драмы, и «Ящик и цитаты из председателя Мао» (1968), где речь персонажей на сцене и бесплотные закулисные голоса скорее переплетаются, как музыкальные темы в контрапункте, нежели выстраиваются в сколько-нибудь связный диалог.
Ранние одноактные пьесы Олби, в отличие от более поздних трехактных, были сначала поставлены в Европе, где их высоко оценили, и уже потом в США. Кроме перечисленных, Олби написал также пьесы «Что случилось в зоопарке» (1959), «Смерть Бесси Смит» (1960), «Фэм и Йем» (1960), «Американская мечта» (1961), «Дама из Дюбука» (1977) и «Человек с тремя руками» (1983). Ему принадлежат инсценировки «Баллада о невеселом кабачке» (1963) по повести Карсон Мак-Калерс, «Малькольм» по роману Дж.Парди, «Завтрак у Тиффани» (1966) по повести Трумэна Капоте, переработка пьесы Дж. Купера «Все в саду» (1967) и «Лолита» (1979) по роману Владимира Набокова. Последнее произведение Олби «Пьеса про младенца» (2000) было поставлено в Нью-Йорке в 2001.
В 1996 Олби получил награду Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь, в 1997 президент Билл Клинтон вручил ему Национальную медаль за достижения в области искусства.
Сербия, 2009, Перович в роли Джорджа