Справочник «Сюжеты»
Кукольник Нестор Васильевич
(1809—1868)
Русский писатель. Родился в Петербурге. Учился в Нежинской гимназии высших наук, вместе с однокашниками, в том числе с Евгением Гребенкой и Николаем Гоголем, издавал рукописный журнал «Звезда». С 1829 преподавал русский язык и словесность в гимназиях Вильно, в 1830 выпустил «Практический курс русской грамматики».
С 1831 (с небольшим перерывом) жил в Петербурге, служил на различных должностях (в 1837—1839 переводчик с польского в Капитуле российских орденов). Опубликовал «интермедию-фантазию» «Тартини» и «драматическую фантазию» в стихах «Торквато Тассо» (обе 1833), привлекшую внимание литературной общественности и публики (Вильгельм Кюхельбекер признал ее «лучшей трагедией на русском языке»; поставлена в Александринском театре, 1835). Периоду избрания на престол первого из династии Романовых, Михаила, посвящена «Рука Всевышнего отечество спасла» (1834), имевшая шумный успех. Отрицательная рецензия на пьесу в «Московском телеграфе» Николая Полевого привела к закрытию журнала. Последовавшая серия исторических драм проводила патерналистскую идею «демократической монархии», в духе казенного патриотизма изображая органичное единение, вопреки «боярской» смуте, народных масс и царя — высшего выразителя национальной воли: «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский», «Роксолана» (обе 1835), «Князь Даниил Дмитриевич Холмский» (1840), «Генерал-поручик Паткуль» (1846), «Статуя Христофа в Риге, или Будет война!» (1860).
Перегруженность действующими лицами и этнографическими подробностями характерны для рассказов Кукольника из итальянской жизни («Антонио», 1840; «Психея», 1841) и особенно для его романов на темы европейской истории («Эвелина де Вальероль», 1841—1842; «Дурочка Луиза», «Альф и Альдона», оба 1842), писавшихся главным образом для заработка. Философичная декларативность (иные современники ставили Кукольника по глубине мысли выше Пушкина) характерна для серии «драматических фантазий» Кукольника о судьбе художника (стихотворения «Джакобо Санназар», 1834; «Джулио Мости», 1836; «Ермил Иванович Костров», 1853; «Давид Гаррик», 1861; драматический отрывок «Пролог из большой фантазии Пиетро Аретино», 1842; прозаические «фантазии» «Иоанн Антон Лейзевиц», «Мейстер Минд», обе 1839) и незаконченной поэмы «Давид Риццио» (1839) на ту же тему, разрабатывающих специфическую для романтизма тему фатального одиночества служителя «чистой» красоты, презираемого толпой, обираемого дельцами и получающего заслуженную славу лишь перед смертью либо после нее.
Современные исследователи признают наиболее значительными в литературном наследии Кукольника романы, повести и рассказы из эпохи Петра I, основанные, как правило, на историческом анекдоте, насыщенные яркими бытовыми реалиями, проникнутые юмором, с живыми диалогами и даже не лишенные редких у Кукольника социально-критических интонаций: повести «Сержант Иван Иванович Иванов, или Все заодно» (1841), «Два Ивана, два Степаныча, два Костылькова», «Максим Созонтович Березовский» (обе 1844). Не утратили психологического и нравописательного интереса произведения Кукольника из современной русской жизни (повесть «Надинька», 1843; пьесы и рассказы), многие из которых наряду с повестями вошли в сборник «Сказка за сказкой» (1841—1844, тт. 1—4).
Кукольник был известен также как издатель «Художественной газеты» (1836—1841), одного из первых искусствоведческих периодических изданий в России, журналов «Дагерротип» (1842), «Иллюстрация» (1845—1847), а в 1835—начале 1840-х и как хозяин полубогемного литературно-художественного салона, который посещали Иван Айвазовский, Николай Греч, Владимир Соллогуб и особенно близкие писателю Карл Брюллов и Михаил Глинка. Последний создал на тексты романтических стихов Кукольника популярные романсы «Сомнение» («Уймитесь, волнения страсти!»), «Жаворонок», «Ходит ветер у ворот», «Прощальная песнь» (все 1838—1840), а также сочинил музыку к его драме «Князь Холмский». В свою очередь, Кукольник участвовал в написании либретто опер Глинки «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя».
С 1843 поступил на службу в канцелярию Военного Министерства, что стало причиной его многочисленных и порой длительных командировок практически по всей Европейской части России, от Кишинева до Астрахани. И хотя литературную деятельность он не оставил, но много времени и сил отдавал служебным делам. Среди этих дел особо надо отметить изучение состояния горнодобывающей промышленности в районе Донбасса. Результаты этой работы потом весьма существенно повлияли на экономическое развитие западного Донбасса, особенно после строительства железной дороги Курск—Харьков—Таганрог, обоснованием которого успешно занимался Кукольник вместе с промышленниками братьями Поляковыми.
События Крымской войны застали Кукольника в Новочеркасске, где он был прикомандирован к штабу Войска Донского (атаман М. Хомутов). Кукольник занимался снабжением действующей армии и его действия на этом посту заслужили высокой оценки. После поездки за границу на лечение (1857—1858) он вышел в отставку в чине действительного статского советника и поселился в Таганроге. Здесь он продолжил литературную и общественную деятельность.
Кукольник способствовал открытию в ходе судебной реформы в Таганроге Окружного суда, что произошло уже после его смерти в 1869. Это и подобные общественные начинания Кукольника вызывали массу недовольства у провинциальной знати, что он высмеял в своей последней драме «Гоф-юниер», запрещенной фактически по указанию Александра II. Автор «Записки о построении железных дорог в России», составленной для правительства.
Умер Кукольник внезапно, в декабре 1868 года, собираясь в театр. Похоронен в Таганроге.
Россия, 2009, Нестор Кукольник