Справочник «Сюжеты»
Моран (Morand) Поль
(1888—1976)
Французский писатель. Дипломат по профессии, много путешествовал. Написал серию книг, новелл и романов, под общим заголовком «Хроники XX века». Первые серии — сборники новелл «Открыто ночью» (1922), «Закрыто ночью» (1923), «Галантная Европа» (1925) — посвящены Европе, роман «Живой Будда» — Азии, сборник новелл «Черная магия» (1928) — Африке, описание путешествия в Нью-Йорк (1930) и роман «Чемпионы мира» (1930) — Америке. Несмотря на такую широту масштабов, тематика произведений Морана лежит в одной, строго ограниченной плоскости. Воспроизводимая им действительность, к какой бы стране она ни относилась, — все та же жизнь международной крупной буржуазии. Моран идеализирует современного буржуа. Отсюда — его тяготение к Америке, с одной стороны, и ненависть к Советскому Союзу — антиподу капиталистического мира — с другой.
Как законченный идеолог фашизма, апологет империалистического разбоя Моран выступил в новелле «Черный царь» из сборника «Черная магия» и в пресловутом памфлете «Я жгу Москву», написанном после его поездки по Советскому Союзу в 1924. Моран выступил как законченный идеолог фашистской империалистической буржуазии, идеолог активизированных послевоенными кризисами слоев крупной рантьерской буржуазии. Во время II мировой войны Моран сотрудничал с режимом Виши, считался рупором антисемитов. В 1944 вынужден был уйти с должности посла в Швейцарии, но продолжал жить в Берне, опасаясь преследований за коллаборационизм во Франции. Несмотря на верность своим антикоммунистическим и ультра-правым взглядам и сопротивление «прогрессивной» общественности, был избран в 1968 во Французскую Академию. Пре первой попытке его избрания в 1958 президент Шарль де Голль единственный раз в истории Франции воспользовался правом вето и отклонил решение академиков об избрании Морана.
За свою творческую жизнь он создал более шестидесяти произведений разных жанров: новеллы, романы, эссе, путевые заметки, пьесы, стихи. Излюбленный жанр Морана — новелла, действие которой обычно происходит за пределами Франции, преимущественно в колониальных странах. Здесь беллетристика смыкается с репортажем, причем для творчества Морана характерна эстетизация фактического материала, обыкновенно являющегося основой его книг, разработка его с точки зрения буржуа-гурмана, ищущего изысканных впечатлений. Оставил воспоминания о Марселе Прусте, с которым дружил.
Франция, 1986, «Трельяж»