Справочник «Сюжеты»
Стругацкий Aркадий Натанович
(1925—1991)
Стругацкий Борис Натанович
(1933—2012)
Видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской фантастики на протяжении трех десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом; классики современной фантастики, влияние которых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить.
Aркадий Натанович Стругацкий родился в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец — искусствовед, мать — учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем — в гранатной мастерской. В конце января 1942 вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил — единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалов (ныне — Оренбург). В городе Ташла Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 по специальности — переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Госполитиздате.
Борис Натанович Стругацкий родился в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал на Пулковской обсерватории; с 1960 — профессиональный писатель. Печатался, в основном, в соавторстве с братом. Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 — за сценарий фильма «Письма мертвого человека»). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Живет в Санкт-Петербурге.
Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) фантастики и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров – «Шесть спичек» (1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные предположения» (1960).
А потом появились сразу несколько новых книг братьев Стругацких: роман в рассказах «Полдень, XXII век», повести «Далекая Радуга», «Попытка к бегству», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу». И даже невооруженному глазу простого читателя было видно, что каждая последующая повесть явно лучше предыдущей.
Стругацкие очень быстро поняли, что «фантастика есть лирика человеческих возможностей и что писать надо о самых обыкновенных людях в необыкновенных обстоятельствах <...>, что можно и должно в произведении сочетать все элементы — психологическую прозу, и острый детективный сюжет, и выдумку, и юмор, и трагедию — и все в одной вещи».
В литературу идей, как тогда называли фантастику, пришли живые, яркие герои. Сегодня уже нет, наверное, любителя фантастики, который не знал бы капитана Быкова и планетологов Юрковского и Дауге, дона Румату Эсторского и «прогрессора» Максима Каммерера, мудрого Леонида Горбовского и Сашу Привалова с великолепными магами из Научно-Исследовательского Института Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО), не знал и не поддался бы их обаянию...
Популярность Стругацких в 1960—1970-е была просто невероятной: книг было не достать, поэтому их ксерокопировали, перепечатывали на пишущей машинке и даже трепетно переписывали от руки, не обращая внимания на разгромные статьи официальных критиков, не жаловавших «какую-то там фантастику».
Между тем проза Стругацких продолжала развиваться, очень скоро они перешли на сложные философские повести: «Улитка на склоне», «Гадкие лебеди», «За миллиард лет до конца света», «Град обреченный» — некоторые из этих вещей увидели свет через много лет после того, как были написаны. Не только из-за политики. Просто они были слишком хороши для «советской литературы», а «выскочек» у нас всегда не любили.
С годами популярность Стругацких не стала меньше. Книги их издаются и переиздаются огромными тиражами, успешно выдерживая конкуренцию с продукцией англо-американских фантастов. Стругацкие известны также как авторы детской научной фантастики — «Повесть о дружбе и недружбе», (1980). Повесть для детей, написанная одним Аркадием Стругацким (под псевдонимом С. Ярославцев) – «Экспедиция в Преисподнюю» (1974).
Россия, 2004, Портрет Ролана Быкова
Россия, 2005, Аркадий Стругацкий, его произведения