Справочник «Сюжеты»
Пришвин Михаил Михайлович
(1873–1954)
Русский писатель. Родился в имении Хрущево близ г. Елец Орловской губернии, сын разорившегося купца. Исключен из Елецкой гимназии из-за конфликта с учителем географии, известным впоследствии писателем и философом В.В.Розановым, спустя годы ставшим единомышленником и другом Пришвина. Учился в Тюменском реальном училище, в Рижском политехникуме, за участие в работе марксистских кружков подвергался одиночному заключению (1897). Окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета (1900–1902), затем до 1905 работал агрономом в земстве (Клин, Луга); выпустил несколько книг и статей по сельскому хозяйству. В годы Первой мировой войны фронтовой корреспондент, после Октябрьской революции жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность.
Первый рассказ «Сашок» опубликовал в 1906. Увлекшись фольклором и этнографией, много путешествовал. Впечатлениями от европейского Севера (Олонец, Карелия, Норвегия) продиктованы первые книги Пришвина – путевые записи-очерки «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. «Родственным вниманием» к природе, в которой писатель призывал узнавать «лицо самой жизни», отмечены многочисленные натурописательные очерки, охотничьи и детские рассказы, фенологические записки Пришвина, в том числе «Родники Берендея» (1925), вышедшие с дополнениями в 1935 под названтем «Календарь природы». От научного знания и фольклора писатель идет к поэтической художественной прозе. Сплав реалистического и романтического видения, правды и сказки «бывалого» и «небывалого» определил специфику пришвинской прозы.
Точность наблюдения художника и натуралиста, напряженность ищущей мысли, высокое нравственное чувство, свежий, образный язык, питаемый соками народной речи, обусловили непреходящий интерес читателя к сочинениям Пришвина, среди которых заметное место занимают также сказка-быль «Кладовая солнца» (1945), сюжетно связанная с ней повесть-сказка «Корабельная чаща» (1954), роман-сказка «Осударева дорога» (опубл. в 1957). В годы Великой Отечественной войны написал «Рассказы о ленинградских детях» (1943) и «Повесть нашего времени» (1945).
Постоянная духовная работа Пришвина, путь писателя к внутренней свободе особенно подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубл. в 1990-е), где, в частности, дана правдивая картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинских репрессий, выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность. Проблема «собирания человека» ставится Пришвиным, которого во всей глубине только в конце ХХ в. стал узнавать отечественный читатель, и в повести «Мирская чаша» (другое название «Раб обезьяний», 1920; полностью опубл. в 1982), сопрягающей реформы Петра I и большевистские преобразования и рассматривающей последние как «новый крест» России и знак «тупика христианского мира».
СССР, 1973, Михаил Пришвин
Россия, 1998, Портрет Пришвина
Россия, 2003, Портрет Пришвина
СССР, 1966, Олень
СССР, 1972, Михаил Пришвин