Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Шиллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих фон
(1759–1805)

Шиллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих фон(1759–1805)

Немецкий поэт, драматург и философ-эстетик. Родился 10 ноября 1759 в Марбахе (Вюртемберг); выходец из низов немецкого бюргерства: мать – из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец – полковой фельдшер. После учебы в начальной школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 по настоянию герцога поступил в только что учрежденную военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником; в 1775 академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Закончив курс в 1780, он получил в Штутгарте место полкового врача.

Еще в академии Шиллер отошел от религиозной и сентиментальной экзальтированности своих ранних литературных опытов, обратился к драматургии и в 1781 закончил и опубликовал «Разбойников». В начале следующего года «Разбойники» были поставлены в Мангейме; Шиллер присутствовал на премьере, не испросив у суверена разрешения покинуть пределы герцогства. Прослышав о втором визите в Мангеймский театр, герцог посадил Шиллера на гауптвахту, а позже приказал ему заниматься одной только медициной. 22 сентября 1782 Шиллер бежал из Вюртембергского герцогства. Следующим летом, очевидно, уже не опасаясь мести герцога, интендант Мангеймского театра Дальберг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на мангеймской сцене. Две драмы, над которыми Шиллер работал еще до бегства из Штутгарта, – «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь», – были поставлены в Мангеймском театре, причем последняя имела большой успех. Дальберг не возобновил контракт, и Шиллер оказался в Мангейме в весьма стесненных финансовых обстоятельствах, к тому же терзаясь муками неразделенной любви. Он охотно принял приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Г.Кёрнера, и более двух лет (апрель 1785 – июль 1787) гостил у него в Лейпциге и Дрездене.

Второе издание «Разбойников» (1782) имело на титульном листе изображение рычащего льва с девизом «In tyrannos!» (лат. «Против тиранов!»). В основе сюжета пьесы – вражда двух братьев, Карла и Франца Мооров; Карл порывист, отважен и, в сущности, великодушен; Франц же коварный негодяй, стремящийся отнять у старшего брата не только титул и поместья, но и любовь кузины Амалии. При всей алогичности мрачного сюжета, неправильностях грубоватого языка и юношеской незрелости трагедия захватывает читателя и зрителя своей энергией и социальным пафосом. Прежде всего Разбойники и побудили французов в 1792 сделать Шиллера почетным гражданином новой Французской республики.

«Фиеско» (1783) значителен в первую очередь тем, что предваряет позднейшие триумфы Шиллера в исторической драме, но, сочиняя пьесу на материале биографии генуэзского заговорщика 16 в., ухватить драматическую суть исторических событий, четко обозначить нравственную проблематику молодой поэт еще не умел. В «Коварстве и любви» (1784) Шиллер обращается к хорошо знакомой ему реальности мелких немецких княжеств. В «Дон Карлосе» (1787) уяснилась и уточнилась концепция личной и гражданской свободы. «Дон Карлосом» завершился первый период драматического творчества Шиллера.

В июле 1787 Шиллер покинул Дрезден и до 1789 жил в Веймаре и его окрестностях. В 1789 он получил профессуру всемирной истории в Йенском университете, а благодаря женитьбе (1790) на Шарлотте фон Ленгефельд обрел семейное счастье. Скудного жалованья поэта было недостаточно даже для удовлетворения скромных нужд; помощь пришла от наследного принца фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбурга и графа фон Шиммельмана, которые в течение трех лет (1791–1794) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель Котта, пригласивший его в 1794 издавать ежемесячный журнал «Оры». Журнал «Талия» – более раннее предприятие по изданию литературного журнала – выходила в 1785–1791 весьма нерегулярно и под различными названиями; в 1796 Шиллер основал еще одно периодическое издание – ежегодник «Альманах муз», где были опубликованы многие его произведения. В поисках материалов Шиллер обратился к Гёте. Познакомились они вскоре после возвращения Гёте из Италии (1788), но тогда дело не пошло дальше поверхностного знакомства; теперь поэты стали близкими друзьями. В 1799 герцог удвоил Шиллеру содержание, которое по сути стало пенсией, так как преподавательской деятельностью поэт уже не занимался и переехал из Йены в Веймар. В 1802 император Священной римской империи германской нации Франциск II пожаловал Шиллеру дворянство. Шиллер никогда не отличался крепким здоровьем, часто болел, у него развился туберкулез. Умер Шиллер в Веймаре 9 мая 1805.

Общение с Кёрнером пробудило у Шиллера интерес к философии, особенно к эстетике; в результате появились «Философские письма» (1786) и целый ряд эссе (1792–1796). Философские взгляды Шиллера находились под сильным влиянием И.Канта. В отличие от философской поэзии, чисто лирические стихи – короткие, песенного характера, выражающие личные переживания – для Шиллера менее типичны, хотя и здесь есть замечательные исключения. Так называемый «балладный год» (1797) ознаменован у Шиллера и Гёте превосходными балладами, в том числе у Шиллера – «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень» и «Ивиковы журавли», пришедшие к российскому читателю в великолепных переводах Жуковского. «Ксении», короткие сатирические стихи, стали плодом совместного творчества Гёте и Шиллера.

Изучая материалы для «Дон Карлоса», Шиллер подготовил свое первое историческое исследование – «Историю отпадения Нидерландов от испанского владычества» (1788); в Йене же он написал «Историю Тридцатилетней войны» (1791–1793).

Второй период драматического творчества Шиллера начался в 1796 «Валленштейном» и закончился фрагментом из русской истории «Димитрий», работу над которым прервала смерть. Занимаясь «Историей Тридцатилетней войны», Шиллер увидел в генералиссимусе имперских войск Валленштейне благодарную в драматургическом отношении фигуру. Драма сложилась в 1799 и приняла форму трилогии: исполняющий роль пролога «Лагерь Валленштейна» и две пятиактные драмы – «Пикколомини» и «Смерть Валленштейна».

Следующая пьеса, «Мария Стюарт» (1800), иллюстрирует эстетический тезис Шиллера о том, что в угоду драматургии вполне допустимо изменять и перекраивать исторические события. Шиллер не стал выдвигать на передний план в «Марии Стюарт» политические и религиозные проблемы и обусловил развязку драмы развитием конфликта между королевами-соперницами. Оставляя в стороне вопрос об исторической достоверности, следует признать, что «Мария Стюарт» – пьеса чрезвычайно сценичная, и заглавная роль неизменно была любима всеми великими европейскими актрисами.

В основе «Орлеанской девы» (1801) – история Жанны д'Арк. Шиллер дал волю фантазии, используя материал средневековой легенды, и признал свою причастность к новому романтическому движению, назвав пьесу «романтической трагедией». Поэт был начитан в греческой драматургии, переводил из Еврипида и изучал Аристотелеву теорию драмы, и в «Мессинской невесте» (1803) он в порядке эксперимента попытался ввести в средневековую драму хор античной трагедии и греческую концепцию рока. «Вильгельм Телль» (1804), последняя из его завершенных пьес, представляет собой масштабную картину борьбы четырех швейцарских лесных кантонов против тирании императорской Австрии.

Начиная с «Дон Карлоса» Шиллер писал свои драмы белым стихом, порой перемежая его стихом метрическим. Язык его произведений возвышен, мелодичен и выразителен, хотя подчас чересчур риторичен и выспрен, однако на сцене он производит чрезвычайно выигрышное впечатление. Шиллер обогатил литературу своей страны выдающимися драматическими произведениями. Кроме собственных пьес, он создал сценические версии шекспировского «Макбета» и «Турандот» Гоцци, а также перевел расиновскую «Федру».


Австрия, 1969, Дон Карлос

Антигуа, 1999, Гете и Шиллер; сцены из «Фауста»

Антигуа, 2001, Дон Карлос

Антигуа, 2005, Фридрих фон Шиллер

Антигуа, 2005, Памятник Шиллеру в Чикаго

Бельгия, 2013, Сцены из опер

Болгария, 1955, Портрет Шиллера

Болгария, 2006, Гена Димитрова в роли Елизаветы

Венгрия, 1959, Дом Шиллера и его инициалы

Венгрия, 1959, Факсимиле Шиллера и Пегас

Венгрия, 1959, Бюст Шиллера

Венгрия, 1959, Монограмма «F. Sch.»

Венгрия, 1967, Сцена из оперы «Дон Карлос»

Венгрия, 1984, Марка с портретом Шиллера

Гайана, 1999, Гете и Шиллер; сцены из «Фауста»

Гайана, 2005, Шиллер, Бетховен и «Ода к радости»

Гайана, 2005, «Ода к радости»

Гамбия, 1999, Гете и Шиллер; сцены из «Фауста»

Гамбия, 2005, Фридрих фон Шиллер

Гамбия, 2005, Медальон с профилем Шиллера

Гана, 1999, Гете и Шиллер; сцены из «Фауста»

Гана, 2006, Шиллер и Брамс

Гана, 2006, Шиллер и Брамс

Гвинея, 1999, Гете и Шиллер; сцены из «Фауста»

ГДР, 1955, Портрет Шиллера

ГДР, 1955, Фрагмент памятника Гете и Шиллеру

ГДР, 1955, Бюст Шиллера

ГДР, 1959, Дом Шиллера

ГДР, 1959, Бюст Шиллера

ГДР, 1967, Дом Шиллера

ГДР, 1973, Шиллер и его дом

ГДР, 1982, Силуэты Гете и Шиллера

ГДР, 1989, Труды Шиллера

ГДР, 1990, Памятник Гете и Шиллеру

Германия, 1926/1927, Портрет Шиллера

Германия, 1934, Портрет Шиллера

Германия, 1934, Портрет Шиллера

Германия. Вюртемберг, 1947/1948, Фрагмент памятника Шиллеру

Германия. Вюртемберг, 1947/1948, Фрагмент памятника Шиллеру

Германия. Вюртемберг, 1947/1948, Фрагмент памятника Шиллеру

Германия. Вюртемберг, 1948, Фрагмент памятника Шиллеру

Германия. Вюртемберг, 1948, Фрагмент памятника Шиллеру

Германия. Вюртемберг, 1948, Фрагмент памятника Шиллеру

Германия. Вюртемберг, 1948/1949, Фрагмент памятника Шиллеру

Германия. Вюртемберг, 1948/1949, Фрагмент памятника Шиллеру

Германия. Советская зона оккупации., 1946, Шиллер, Гете и Виланд

Германия. Тюрингия, 1945/1946, Фрагмент памятника Шиллеру

Германия. Тюрингия, 1945/1946, Шиллер и Гете

Германия. Французская зона оккупации, 1945/1946, Портрет Шиллера

Гренада, 1999, Гете и Шиллер; сцены из «Фауста»

Гренада, 2005, «Вильгельм Телль» Фридриха Шиллера

Гренада, 2005, Вильгельм Телль

Гренада (Гренадины), 1999, Гете и Шиллер; сцены из «Фауста»

Доминика, 1999, Гете и Шиллер; сцены из «Фауста»

Доминика, 2005, Марки, посвященные Шиллеру

Доминика, 2005, Памятник Шиллеру в Берлине

Замбия, 1999, Гете и Шиллер; сцены из «Фауста»

Западный Берлин, 1959, Портрет Шиллера

Западный Берлин, 1961, Портрет Шиллера

Корея Северная, 1982, Силуэты членов семьи и знакомых Гете

Лесото, 1999, Гете и Шиллер; сцены из «Фауста»

Либерия, 2005, Бюсты Шиллера

Либерия, 2005, Памятник Шиллеру в Чикаго

Литва, 2006, Костюмы для постановки «Дона Карлоса»

Микронезия, 2005, Портреты Шиллера

Микронезия, 2005, Портрет Шиллера

Молдавия, 2007, Портрет Шиллера

Монголия, 1981, Марки с портретами Шиллера и Гете

Невис, 2005, Портреты Шиллера, его родной дом

Невис, 2005, Памятник Шиллеру в Чикаго

Палау, 2005, Портреты Шиллера

Палау, 2005, Портрет Шиллера

Румыния, 1955, Фридрих фон Шиллер

Сан-Марино, 2001, Портрет Верди и «Дон Карлос»

Сан-Томе и Принсипи, 2010, Писатели и поэты

Сент-Винсент, 1999, Гете и Шиллер; сцены из «Фауста»

Сент-Винсент, 1999, Гете и Шиллер; сцены из «Фауста»

Сент-Винсент, 2001, Николай Гяуров в роли короля Филлипа

Сент-Винсент, 2005, Портреты Шиллера

Сент-Винсент, 2005, Портрет Шиллера

СССР, 1955, Портрет Шиллера

Сьерра-Леоне, 1999, Гете и Шиллер; сцены из «Фауста»

Сьерра-Леоне, 1999, Гете и Шиллер; сцены из «Фауста»

Сьерра-Леоне, 2005, Памятники Шиллеру

Сьерра-Леоне, 2005, Портрет Шиллера

Того, 2006, Фридрих фон Шиллер

Того, 2006, Родной дом Шиллера

ФРГ, 1955, Силуэт Шиллера

ФРГ, 1961, Портрет Шиллера

ФРГ, 1995, Силуэт Шиллера

ФРГ, 1996, Памятник Шиллеру в Берлине

ФРГ, 1997, Памятник Гете и Шиллеру

ФРГ, 1999, Шиллер, Гете, Гердер и Виланд

ФРГ, 2004, «Вильгельм Телль» и «Фауст II»

ФРГ, 2005, Cочинения Шиллера

ФРГ, 2009, Фридрих Шиллер

Чехословакия, 1955, Портрет Шиллера

Швейцария, 2012, Постановка драмы Шиллера

ГДР, 1955.04.30, Берлин. Шиллер

ГДР, 1959.11.18, Веймар. Шиллер

ГДР, 1982.03.09, Берлин. Гете и Шиллер

ГДР, 1989.05.23, Берлин. Силуэт Шиллера на кафедре

Германия, 1934, Штутгарт. Год Шиллера

Западный Берлин, 1959.11.10, Западный Берлин. Шиллер

ФРГ, 1959.11.21, Марбах. Дом Шиллера

ФРГ, 1976.07.19, Марбах. Памятник Шиллеру

ФРГ, 1994.10.29, Веймар. Профили Шиллера и Гете

ФРГ, 1995.05.05, Бонн. Силуэт Шиллера

ФРГ, 1999.10.29, Зинделфинген. Памятник Гете и Шиллеру в Веймаре

ФРГ, 2005.05.12, Берлин. Фридрих Шиллер

ФРГ, 2005.05.12, Бонн. Год Шиллера

ФРГ, 2005.10.20, Зиндельфинген. Силуэт Шиллера

ФРГ, 2009.11.12, Берлин. Фридрих Шиллер

ФРГ, 2009.11.12, Бонн. Фридрих Шиллер

Швейцария, 2012.05.09, Берн. Мальчик с яблоком и стрелой

ФРГ, 2002, Марки, посвященные Шиллеру и Уланду

ФРГ, 2004, Эрнст Ритшель и его памятники писателям

ФРГ, 2005, Фридрих фон Шиллер

ГДР, 1990, Памятник Гете и Шиллеру

ГДР, 1990, Памятник Гете и Шиллеру

Германия, 1926/1927, Портрет Шиллера

Германия, 1926—1927, Фридрих фон Шиллер

Россия, 1998, 100 лет со дня рождения Тарасовой

Россия, 2005, Ангелина Степанова в спектакле «Мария Стюарт»

ФРГ, 1962, Музей Шиллера в Марбахе

ФРГ, 1963, Музей Шиллера в Марбахе

ФРГ, 1997, Памятник Шиллеру и Гете

ФРГ, 1999, Гете и композиторы

ФРГ, 1999, Шиллер, Гете, Гердер и Виланд

ФРГ, 1999, Памятник Гете и Шиллеру

ФРГ, 2004, Драма Лессинга «Натан Мудрый»

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня