|
Великобритания, 2008, 56 p. П. глубокая. 14. многоцветная
Каталоги: Michel: 2655 Scott: 2584 Stanley Gibbons: 2852 Yvert et Tellier: 3033
Плакат к фильму «Проклятие Франкенштейна» («The Curse of Frankenstein», 1957, Великобритания, режиссер Теренс Фишер)
«Проклятие Франкенштейна» стало одним из первых в новой волне фильмов ужасов, поднятой британской киностудией «Hammer». Это был не просто ремейк, и это вряд ли была в полном смысле слова экранизация – скорее, картину можно назвать парафразом на темы «Франкенштейна» Мэри Шелли. Собственно, англичанам ничего иного не оставалось: узнав о том, что «Hammer» собирается снимать нового «Франкенштейна», американский «Universal» разразился в его адрес грозными предупреждениями. «Hammer» не мог использовать в своем фильме ничего из того, что придумали американцы – не только грим Джека Пирса, но и сюжетные мотивы, которых не было в романе Шелли. В результате Фишер, продюсер Энтони Хиндс и сценарист Джимми Сангстер придумали совершенно новую историю, а для Создания не только сделали грим, ни одним мазком не напоминающий шедевр Пирса, но и сам персонаж назвали иначе: не «Monster», как было во всех американских версиях, а «Creature» — Тварь.
Было и еще одно важное отличие: все предыдущие «Франкенштейны» были черно-белыми. Английский фильм был первым цветным «Франкенштейном».
Действие «Проклятия» отнесено во вторую половину XIX века. Барон Виктор Франкенштейн поставил себе целью искусственно создать совершенное человеческое существо из фрагментов мертвых тел. Его учитель Пауль Кремпе не в восторге от этой идеи, но помогает Виктору потому, что любит его двоюродную сестру Элизабет. У самого же барона роман с горничной Жюстиной.
Франкенштейн в исполнении Питера Кашинга – фанатик, который для достижения своей цели не останавливается даже перед преступлением: когда для завершающей операции ему понадобился свежий мозг, он пригласил одного своих из коллег, выдающегося ученого профессора Бернштайна, хладнокровно убил его и представил его гибель как несчастный случай. Кремпе застает Франкенштейна в склепе в тот момент, когда он извлекает мозг из черепа покойного, и пытается помешать ему, но безуспешно. В драке между ними мозг Бернштайна оказался поврежден, но Франкенштейн все равно решает его использовать. Кремпе помогает Виктору провести операцию, надеясь, что на этом ужас закончится.
Операция проходит успешно, но лишь до определенного момента. Ожившая Тварь лишена разума. Увидев Франкенштейна, она нападает на него и пытается задушить, а затем сбегает из лаборатории и убивает слепого старика. Барон и Кремпе преследуют его и Кремпе убивает Тварь выстрелом в голову. Фракенштейн, однако, эксгумирует чудовище и вторично его оживляет. Разума у его создания от пули в голове не сильно прибавляется, но вскоре у Виктора появляется случай использовать его в своих интересах – когда Жюстина начинает шантажировать барона, угрожая рассказать Элизабет, его невесте, что беременна от него, жених заманивает горничную в лабораторию и Тварь ее убивает.
Однако это не уберегает барона от иных неприятностей – после свадьбы Элизабет также заходит в лабораторию. Тварь нападает и на нее. Франкенштейн, пытаясь освободить Элизабет, тяжело ранит ее слишком поспешным и неаккуратным выстрелом. Виктор продолжает бороться со своим созданием, Тварь падает сквозь крышу в чан с кислотой и растворяется.
Все это Франкенштейн, сидя в застенке, рассказывает исповеднику. В камеру заходит Кремпе и барон просит его подтвердить, что так все и было. Кремпе отказывается. В итоге Франкеншейн за все убийства, совершенные и им, и Тварью, приговорен к казни, и в последнем кадре мы видим, как медленно поднимается нож гильотины...
Тварь играл Кристофер Ли. Роль ему с самого начала не нравилась, но справился он с ней блестяще. В роли Твари уродливый грим полностью скрывал его черты: лицо Твари покрывали многочисленные реалистичные шрамы, оно было отвратительно искажено и деформировано – создавалось впечатление, что и оно собрано из фрагментов лиц мертвецов... Популярным такой образ стать никак не мог.
«Хаммеровская» версия во многих аспектах принципиально отличается от американской. Во-первых, здесь злодеем выведен именно барон, а Тварь – лишь его орудие, которое временами выходит из-под контроля. Тема моральности/аморальности научного открытия снова выдвинута на первый план, причем на этот раз речь идет уже не о неосторожности ученого – Франкенштейн идет на преступление, полностью осознавая, что он делает. Никаких смягчающих его вину обстоятельств нет.
Во-вторых, фильм построен в жесткой реалистической манере, без малейшего налета романтизма. Более того – он непривычно натуралистичен: зрителю показывают и отрубленные конечности, и извлеченные глазные яблоки, и обнаженный мозг, да и вид самой Твари далеко не способствует пробуждению аппетита.
Фильм получился как будто «в теме», но совершенно непривычным для зрителя по интонации и настроению. Казалось, это могло бы отпугнуть аудиторию – но картина имела шумный успех и, как водится в таких случаях, продолжения.
Сюжеты: Шелли Мэри
|