|
|||
Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты / Справочник «Сюжеты»Гомер ( Όμηρος)Первый из греческих поэтов, чьи произведения дошли до нас, и, по общему признанию, один из величайших европейских поэтов. О нем самом и о его жизни мы не имеем никаких достоверных сведений. Многие города притязали на право зваться родиной поэта, среди них Смирн и Хиос в Малой Азии. Точно так же античные хронографы расходятся и в датах жизни Гомера: некоторые делают его современником Троянской войны (начало XII века до н.э.), но Геродот полагал, что Гомер жил в середине IX века до н.э. Современные ученые склонны относить его деятельность к VIII или даже VII веку до н.э., указывая в качестве основного места его пребывания Хиос или какой-либо другой регион Ионии на побережье Малой Азии. Согласно преданию, изложенному в надгробной эпиграмме Алкея Мессенского, Гомер повесился, не сумев разгадать загадку о том, что ищут на себе рыбаки. (Рыбаки сказали: «Что найдем — отбросим, что не найдем — уносим». Имелись в виду вши). В древности Гомеру, помимо «Илиады» и «Одиссеи», приписывались авторство и других поэм (от некоторых из них сохранились фрагменты), но современные исследователи обычно считают, что их авторы жили позднее Гомера. «Илиада» повествует об одном из центральных эпизодов Троянской войны – гневе Ахилла и его пагубных последствиях. Вот уже девять лет греческая армия осаждает Трою. В недавнем набеге на соседствующие области греки захватили Хрисеиду, дочь жреца бога Аполлона. Агамемнон, главнокомандующий греческого войска, сделал пленницу своей наложницей. Разгневанный Аполлон насылает на греков мор. По настоянию Ахилла, храбрейшего из греков, Агамемнон соглашается на собрании всего греческого войска возвратить Хрисеиду отцу, но требует взамен Брисеиду, пленницу Ахилла. В ответ на это оскорбление Ахилл хватается за меч, но богиня Афина, желающая победы греков, удерживает его. Ахилл оскорбляет Агамемнона, называя его бесстыжим своекорыстным трусом, и объявляет, что больше не станет участвовать в военных действиях. Брат Гектора Парис (это он явился причиной войны, поскольку похитил Елену, жену спартанского царя Менелая) вызывает Менелая на единоборство, с тем чтобы победитель завладел Еленой уже окончательно и война прекратилась. После первого обмена ударами, где перевес оказался на стороне Менелая, в схватку вмешивается Афродита, божественная покровительница Париса, и спасает своего любимца. Троянцы, по коварному наущению своего врага Афины, нарушают установленное перед единоборством перемирие и тем самым делаются виновной стороной. Следует ряд схваток героев, описание которых Гомер искусно перемежает повествованием о событиях внутри Трои. Наконец, в момент, когда троянцы жестоко теснят греков, Агамемнон направляет к Ахиллу посольство с предложением вернуть Брисеиду и наградить его богатыми дарами, если герой снова пойдет в бой. Ахилл отвечает отказом. Следуют новые поединки и передвижения войск. Троянцы нападают на греческий лагерь, Гектор кажется неодолимым. Патрокл, ближайший друг Ахилла, надевает его доспехи, однако на единоборство выходит Гектор и убивает Патрокла. Ахилл клянется отомстить за смерть друга. Вооружившись новыми доспехами, Ахилл выходит на поле боя и убивает множество троянцев, вступает в сражение с богом реки Скамандр и, наконец, встречается с Гектором, которого ему приходится долго преследовать. Настигнув врага, Ахилл с помощью Афины безжалостно расправляется с ним, за ноги привязывает тело Гектора к своей колеснице и, торжествуя, увозит его прочь, в лагерь греков, между тем как Приам, его жена Гекуба и Андромаха, верная супруга Гектора, горестно оплакивают его смерть. Ахилл устраивает Патроклу похороны, достойные героя. На следующий день Ахилл, все еще не оправившийся от утраты, объезжает на колеснице, к которой привязано тело Гектора, вокруг погребального холма Патрокла. Аполлон взывает к богам с требованием прекратить это надругательство, Гера ему возражает, но Зевс соглашается дозволить Приаму выкупить тело сына. Опечаленный Ахилл почтительно принимает Приама. Приам с телом Гектора возвращается в Трою, где Андромаха оплакивает своего супруга, Гекуба – сына, а Елена – своего неизменно любезного друга. Троянцы воздают Гектору последние почести, и поэма завершается стихом: «Так погребали они конеборного Гектора тело». «Одиссея». В этой великой поэме Гомера представлен иной аспект преданий о микенской эпохе. Она повествует о долгих странствиях греческого героя Одиссея на пути домой после окончания Троянской войны, во время которых он посещает многие земли и встречается с разными народами, преодолевая множество опасностей. Предания микенских времен переплетаются здесь с позднейшими, связанными с новым расцветом греческой цивилизации в IX и VIII веках до н.э., когда греческие торговцы и колонисты осваивали средиземноморский регион. В «Одиссее» обнаруживается больше сказочных фольклорных мотивов, чем в Илиаде: волшебство и чудовища, сказки о морской пучине, мотив посещения царства мертвых, рассказы об одноглазых великанах (киклопах) и о прекрасных волшебницах Кирке и Калипсо, обитающих на далеких островах. Однако она посвящена конкретной теме – возвращению Одиссея на родину, и в ней не рассказывается о всей вообще жизни Одиссея и даже почти не говорится о его подвигах в Троянской войне. Сказочные и фантастические элементы, являющиеся отличительной особенностью «Одиссеи», ограничиваются рассказами, звучащими из уст самого Одиссея (который был мастером сочинять небылицы), основное же содержание поэмы составляет более «реалистический» рассказ о том, как он прикинулся стариком-нищим, чтобы расправиться с женихами своей жены, и как он воссоединился с женой и сыном после двадцатилетней разлуки. На протяжении всей греческой истории поэмы Гомера служили богатейшей сокровищницей символических и художественных образов. Именно к «Илиаде» восходит образ Ахилла, блистательного юноши, которому пришлось заплатить за свою славу преждевременной гибелью; дружба Ахилла с Патрокла – образец глубокой дружеской привязанности; Агамемнон – олицетворение вождя, отягощенного бременем ответственности, иногда непосильной; Нестор, старейший в совете греческих вождей, – образец старого и мудрого советника. К «Одиссее» восходит образ Пенелопы – верной жены (контрастирующий с образом неверной жены Агамемнона Клитемнестры, убивающей мужа после его возвращения) и самого Одиссея – странника, никогда не теряющего присутствия духа. В «Илиаде» тот же Одиссей предстает в несколько ином облике – как ближайший помощник предводителя греческого войска, хитрый и лишенный щепетильности политик. Эти черты он сохраняет и в послегомеровских мифах. Аджман, 1970, Суд Париса Босния и Герцоговина, 1997, Троянские воины и карта Бутан, 1991, Победа Ахилла над Гектором Бутан, 1991, Брисеида возвращается к Ахиллу Бутан, 1991, Брисеида возвращается к Ахиллу Ватикан, 1997, Военачальник и легионеры Гамбия, 1993, Парис и Елена Гана, 2004, «Аллегория искусств» Гвинея, 2007, «Троя», «Бойцовский клуб» Гвинея-Бисау, 2005, Суд Париса Гвинея-Бисау, 2005, Суд Париса Гренада, 1991, Суд Париса Гренада, 1993, Суд Париса Гренада (Гренадины), 1993, Аристотель с бюстом Гомера Греция, 1954, Бюст Гомера Греция, 1955, Бюст Гомера Греция, 1959, Ахилл и Патрокл Греция, 1977, Александр Великий на гробнице Ахилла Греция, 1983, Апофеоз Гомера Греция, 1983, Похищение Елены Парисом Греция, 1983, Троянский конь Греция, 1983, Ахилл и Аякс, играющие в кости Греция, 1983, Вооружение Гектора Греция, 1983, Поединок Аякса с Гектором Греция, 1983, Приам просит вернуть тело Гектора Греция, 1983, Ослепление Полифема Греция, 1983, Одиссей убегает из пещеры Полифема Греция, 1983, Одиссей и Навсикая Греция, 1983, Корабль Одиссея и сирены Греция, 1983, Одиссей избивает женихов Греция, 1983, Герои Илиады Греция, 1983, Бюст Гомера Греция, 1996, Список «Илиады» Камбоджа, 1983, Данте, Гомер и Вергилий Либерия, 1985, Суд Париса Люксембург, 2007, Каллиопа и Гомер Мавритания, 1968, «Илиада» Мавритания, 1968, «Одисея» Мальдивские острова, 1981, Гомер Мальтийский орден, 2004, Александр Македонский на могиле Ахилла Манама, 1971, Суд Париса Манама, 1971, Суд Париса Манама, 1972, Аристотель с бюстом Гомера Нидерландские Антиллы, 2003, Корабль Одиссея и сирены Парагвай, 1967, Меценат представляет свободные искусства Парагвай, 1970, Суд Париса Парагвай, 1977, Суд Париса Парагвай, 1978, Суд Париса Парагвай, 1981, Суд Париса Румыния, 1968, Суд Париса Сан-Томе и Принсипи, 1977, Суд Париса Сан-Томе и Принсипи, 2003, Меценат представляет свободные искусства Сан-Томе и Принсипи, 2008, «Анджелика и отшельник», «Суд Париса» Сан-Томе и Принсипи, 2010, Суд Париса Сент-Винсент, 1993, Апофеоз Гомера Сент-Винсент, 2001, Полифем СССР, 1968, Гомер (Рабочая студия) СССР, 1984, «Пейзаж с Полифемом» Сьерра-Леоне, 1996, Одиссей и сирены Сьерра-Леоне, 1996, Посейдон Сьерра-Леоне, 2001, Колесница Ахилла Сьерра-Леоне, 2006, Гомер Франция, 1966, Габриэль Форе и «Пенелопа» ФРГ, 2001, Рука с пером, титульный лист «Илиады» ФРГ, 2002, Рука с пером, титульный лист «Илиады» Центральноафриканская Республика, 1999, Одиссей и Паламид играют в шахматы Россия, 1994, 200 лет со дня рождения Чаадаева СССР, 1968.05.08, Гомер (Рабочая студия) |
|||
© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
|